Аннотация к рабочей программе по родному (русскому) языку- 5-9 классы
(базовый уровень)
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Родной (русский) язык»
составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в образовательную область «Родной язык и
родная литература».
В программе раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса,
определяется место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к
отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы
основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное содержание учебного предмета «Родной (русский) язык».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной (русский) язык».
2
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка,
обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках
образовательной области «Родной язык » имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела,
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе родного (русского) языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных н ормах русского литературного языка; о
3
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Программа по родному (русскому) языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения
основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 170 часов.
Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении
родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский
родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное
время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не
к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно -историческую обусловленность.
4
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка,
что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций
языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому
родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин
естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета « Родной (русский ) язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание
основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть
взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную
специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения,
выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение
культурой межнационального общения.
5
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного
отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего
поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм
русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и
письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на
совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие
базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений
определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра,
выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов, срок реализации программы – 5 лет (5-9 класс).
Класс 5 6 7 8 9
Количество часов 34 34 34 34 34
Итого 170
Рабочая программа описывает:
-четко обозначенные планируемые результаты освоения учебного предмета;
6
-содержание учебного предмета;
-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Преподавание родного (русского) языка ведется по следующим УМК:
Учебники для обучающихся.
• Разумовская М.М., Львова С.И.Капинос В. И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П.
А. Леканта. – М.: Дрофа,2016.
• Разумовская М.М., Львова С.И.Капинос В. И., Львов В.В. и др. Русский язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П.
А. Леканта. –– М.: Дрофа,2014, 2018.
• Разумовская М.М., Львова С.И.Капинос В. И., Львов В.В. и др. Русский язык. 7 класс / под ред. М. М. Разумовской, П.
А. Леканта. – М.: Дрофа,2014, 2016.
• Разумовская М.М., Львова С.И.Капинос В. И., Львов В.В. и др. Русский язык. 8 класс / под ред. М. М. Разумовской, П.
А. Леканта. – М.: Дрофа,2015, 2017.
• Разумовская М.М., Львова С.И.Капинос В. И., Львов В.В. и др. Русский язык. 9 класс / под ред. М. М. Разумовской, П.
А. Леканта. – М.: Дрофа,2017, 2018.
Учебно-методическая литература для педагогов:
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления
школьников 5—6 классов. — М., 2010.
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления
школьников 7—8 классов. — М., 2011.
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления
школьников 9 класса. — М., 2011.
Б ы с т р о в а Е. А., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А.
Быстровой. — М., 2014.
В а л г и н а Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
Л ю б и ч е в а Е. В. Уроки развития речи. — СПб., 2016.
М и л о с л а в с к и й И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2014.
Нормы русского литературного языка: Практический материал к урокам / под ред. О. В. Загоровской. — М., 2016.
Р а з у м о в с к а я М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2015 и последующие издания.
7
С о к о л о в а Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста. — М., 2017.
Л ь в о в а С. И. Занимательное словообразование. 8— 11 классы. Пособие для учащихся образовательных учреждений.
— М., 2010.
Львова С.И. Практикум по русскому языку: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5, 6, 7, 8, 9
классы. — М., 2006—2010. — (Лингвистический тренажёр).
Л ь в о в а С. И. Русский язык в кроссвордах. — М., 2010.
Л ь в о в а С. И. Русский язык. Слитно? Раздельно? Через дефис? 9 класс. Учебное пособие. — М., 2017. — (Элективные
курсы).
Л ь в о в а С. И. Секреты русского словообразования: Учебное пособие для учащихся 7— 9 классов
общеобразовательных учреждений. — М., 2014.
Н о р м а н Б. Ю. Лингвистические задачи. — М., 2014.